Воспитываем ребёнка
– лидера
Хвалите публично, а критикуйте
без
посторонних лиц. Публичная похвала
повышает
авторитет ребёнка в глазах сверстников.
Развитие социальной
активности, целеустремлённости волевых качеств необходимо начинать уже в
дошкольном детстве, особое внимание уделяя воспитанию уверенности ребёнка в
собственных силах.
Картина взаимоотношений
между сверстниками в группах детского сада достаточно сложна и неоднозначна.
Дети-лидеры иногда в большей степени, чем педагогический персонал, задают тон
жизни в дошкольных учреждениях. Авторитет таких детей и сила их воздействия на
родственников часто превосходят влияние взрослых.
Лидером может быть –
и бывает в действительности – при соответствующих условиях практически каждый
ребёнок: сейчас один, в следующий момент другой.
Наблюдая за
взаимоотношениями дошкольников, можно увидеть, что к одним сверстникам,
изобретательным в играх, дети относятся с симпатией и стремятся к общению с
ними, других сторонятся, несмотря на наличие у них таких же качеств.
Чтобы завоевать
благоприятное положение среди сверстников и педагогов, ребёнку необходимо
обладать многими положительными чертами; для того же, чтобы попасть в число
изолированных детей, ему часто достаточно обладать одной-двумя отрицательными
чертами при всём многообразии положительных качеств.
Чтобы сформировать у
ребёнка новую черту личности (в том числе и лидерские качества), прежде
необходимо создать ситуацию, в которой ребёнок впервые пережил бы
соответствующие данной черте психическое состояние закрепить, сделать
устойчивой чертой личности ребёнка.
Толчком к развитию
лидерских качеств могут стать спортивные или интеллектуальные (командные или
индивидуальные) игры-соревнования, тербующие ловкости, точности, скорости
движений или точности и скорости запоминания и воспроизведения информации.
Начинать следует с самих элементарных игр. Основной целью родителей и педагогов
должно стать развитие у ребёнкаощущения веры в собственные силы: «Я сам!», «У
меня получается!», «Я могу!». Взрослые должны замечать малейшие успешные
действия ребёнка и искренне одобрять их.
Переживание успеха
приходит тогда, когда сумеешь преодолеть себя, своё неумение, незнание,
неопытность. Личность ребёнка словно вырастает в успехе, в то время как неудачи
заставляют его скукоживаться, сворачиваться, замыкаться от сознания своей
второсортности. Успех окрыляет ребёнка, способствует выработке у него
инициативы, уверенности в своих силах, обеспечивает впоследствии формирование
характера борца, верящего в свои силы.
Таким образом, секрет
воспитания лидерских качеств заключается в успешности детей, их ощущении своего
роста, движении вперёд. Педагоги и родители должны находить любую возможность
похвалить ребёнка, поддержать его – это первое условие обеспечения успеха.
Развитие лидерских
качеств станет успешным, если педагоги и родители будут учитывать в воспитании
детей следующие рекомендации:
1. Поддерживайте
любой, даже самый маленький успех ребёнка.
2. Хвалите за
конкретное дело, поступок, действие.
3. Хвалите
публично, а критикуйте без посторонних лиц. Публичная похвала повышает
авторитет ребёнка в глазах сверстников.
4. Помните, что
отрицательная оценка – враг интереса и творчества.
5. Усложняйте
задания только тогда, когда ребёнок справится с предыдущими. При неудачи
повторяйте задания, давая аналогичные.
6. Создавайте
ситуации успеха, но таким образом, чтобы ребёнок был уверен, что успехом он
обязан сам себе, а не взрослому.
7. Воспитывайте
веру ребёнка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку, например:
«Ты всё правильно делаешь!», «Я знаю, что у тебя всё получится!», «Если ты
захочешь, то ты с этим легко справишься!», «Молодец! Как у тебя хорошо
получается, наверное, твоя работа будет лучше всех!». И т.п.
8. Верьте в
ребёнка. Он не должен видеть и ощущать страх и сомнения родителей, так как
только их оптимизм и вера в успех порождают в детях чувство защищённости,
повышают самооценку, вселяют уверенность в собственных способностях.
9. Подбирайте
разнообразные виды деятельности, в которых каждый ребёнок мог бы реализовать
своё притязание на признание.
10. Проявляйте
действительный интерес к любой активности ребёнка, научитесь за нескладными
выражениями идей видеть активную работу мысли.
11. Предлагайте
свою помощь только в тех случаях, когда ребёнок начнёт чувствовать
безнадёжность поиска решения ситуации.
12. Воспитывайте
настойчивость в выполнении задания, доведении исследования до логического
конца.
13. Повседневно
развивайте у детей навыки общения.
Детям понравится быть
в роли победителя. Но, столкнувшись с трудностями и неудачами, они могут
испытать отрицательные эмоции разочарования и страха, поэтому с детьми
необходимо провести беседу на тему «Сегодня – побеждённый, завтра - победитель»
и подвести к выводу: «невозможно победить, не рискуя проиграть!» Отрицательный
результат тоже результат.
Комментариев нет:
Отправить комментарий