среда, 8 апреля 2020 г.


 «НЕ ДАЙТЕ  РЕБЕНКУ  СТАТЬ   « ТРУДНЫМ»
  Год  от  года  растет число детей с различными  трудностями  в поведении.  Справиться с этим можно  лишь применяя  воздействия  на  детей.
 Если  ребенка понимают и принимают,  он  легче преодолевает  свои  внутренние  конфликты  и  становится   способен  к  личностному росту.    Это  основное  положение игровой терапии,  в  которой   как хороший садовник;  он не  пытается вырастить из астры розу,  а  создать  для каждого растения  оптимальные условия для  развития.
Игра - как известно, наиболее естественный  способ  проникновение  в  мир  детства,  а нередко и единственный  способ помочь детям, которые  еще не освоили  слова, ценности  и правила взрослых. 
Ребенок  не формулирует  и, возможно, даже не осознает причину своего внутреннего дискомфорта,  но выражает в игре доступными ему  средствами.
Итак,  цель  игровой терапии -  не  менять  и   не переделывать ребенка,  не  учить  его каким-то  специальным поведенческим  навыкам, а дать  возможность  «прожить»   игре  волнующие его  ситуации  при полном внимании  и сопереживании  взрослого.
Способ существования  основанный  на следующих  принципах:
-  Я отказываюсь  от роли руководителя, а просто хозяйка комнаты в  которой  можно играть.
-  Я  активна, но не в смысле  управления  деятельностью ребенка, а   в смысле  эмоциональной  вовлеченности  в нее.
-  Я  целиком  рядом  с  ребенком.  Он – самый   важный   человек   для  меня в эту  минуту.
-  Я  не выдвигаю своих  требований,  каким  бы важными они мне ни   казались.  Ребенок  появился  на  свет  не  для  того, чтобы  соответствовать  моим  ожиданиям.
-  Я  должна  быть терпеливой; чем меньше ждешь  результатов, тем  быстрее  они  появятся.
-  Я  настроена на  получение  удовольствия  от общения  с ребенком.
Для  игровой  терапии  достаточно стандартного  набора  игрушек  и подсобных средств.  Известно,  что дети  любят  возиться  с водой  и песком.    А  как мы на  это  обычно  реагируем?
«Не подходи, не бери в рот, брось сейчас же!»  Так и не  успевает маленький   исследователь  удовлетворить  свое любопытство.
А  с годами  желание  поближе познакомиться  с тем,  с чем  знакомиться  запрещают,  накапливается. И  в  подростковом возрасте  это любопытство  может принять неожиданную форму.
Ну  а  если  разрешить  детям пережить «песочный период»? Пусть копаются в мокром  песке, закапывают   в нем машинки  и  куклы,  строят  домики  и готовят обед. Любопытно, что чем аккуратнее  и  воспитаннее  ребенок,  тем  длительнее  «песочный  период».
Песок и вода могут по желанию ребенка превратиться  во что  угодно.  Не  существует  правильного  или неправильного  способа  игры   с песком и водой,  поэтому ребенок всегда  может  быть уверен  в успехе.  Это   особенно  полезно  для детей   застенчивых   и  замкнутых,  именно  в минуты  игры  с  этими  материалами они   становятся  наиболее   откровенными, касается  это и детей,  страдающих  энурезом.   Это заболевание  часто является  признаком  неблагополучных отношений дома.
  Одним   из наиболее  важных  аспектов  игровой терапии  является  установление   ограничений,  которые  дают  детям  научиться  самоконтролю.  Ограничения  должны быть минимальными  и  выполнимыми.  Их нужно обозначить  спокойным тоном как  нечто само собой разумеющееся.
  Когда  сообщать  о запретах?  Ответ  прост:  они не нужны до тех пор,  пока они не нужны.
  Процесс  установления  запретов делится на несколько этапов.
  Этап  1.   Признайте  желания,  чувства  и потребности ребенка.
Выраженное в словах понимание чувств  часто помогает  ослабить их   интенсивность.  Это   особенно  важно  в случае  проявления ребенком гнева  и  часто для того, чтобы он изменил свое  поведение.
Этап  2.   Сообщите  ребенку  об ограничениях так,  чтобы не осталось  ни  малейшего сомнения в  том  что  можно,  что  нельзя.
Расплывчатые  или  неясные  запреты   мешают  ребенку принять  на  себя  ответственность  и действовать  соответственно.
Этап  3.   Укажите ребенку приемлемую альтернативу
 Этап 4. Предъявите  ребенку ультиматум-  возможность  последнего выбора  Его  условия  должны  быть   сформулированы  четко,  чтобы  ребенок понял,  что  он стоит  перед последним выбором,   и  теперь все  он  сделает,  станет следствием его собственного  решения.  Например, « Если  ты  решишь  все -  таки    выстрелить    в  меня,  значит,   ты  принял  решение  больше  не  играть  сегодня с  ружьем;   покинуть  игровую комнату  и т.д.» 
         Если   ребенок   продолжает  демонстрировать  свои агрессивные  намерения,    условия  ультиматума  реализуются,  но ребенок  не чувствует  себя  наказанным, а  воспринимает  действия  взрослого  как   естественное  следствие  своего  выбора.
        Западные  педагоги   не  боятся  давать подобные игрушки,  разумно  полагая,  что богатое воображение  всегда  подскажет им, из чего   сделать  « выстрел»,  но  взрослый при  этом  не сможет разглядеть  повышенной   агрессивности  ребенка,  а  значит,  и  не сможет  вовремя повлиять на нее.
 Какие результаты дает  игровая  терапия?
Дети,  с которыми  систематически  занимаются  по этой  методике,    приобретают способность  управлять  своим поведением;  легче  переносят  запреты;  становятся  более гибкими   в  общении  и  менее застенчивыми;  выражают  гнев   более  «  пристойными»  способами ;  в их   игровой  деятельности    начинает   преобладать   сюжетно-ролевые  игры  с  отображением  взаимоотношений  людей.



Комментариев нет:

Отправить комментарий