«НЕ
ДАЙТЕ РЕБЕНКУ СТАТЬ
« ТРУДНЫМ»
Если
ребенка понимают и принимают,
он легче преодолевает свои
внутренние конфликты и
становится способен к
личностному росту. Это
основное положение игровой
терапии, в которой
как хороший садовник; он не пытается вырастить из астры розу, а
создать для каждого растения оптимальные условия для развития.
Игра -
как известно, наиболее естественный
способ проникновение в
мир детства, а нередко и единственный способ помочь детям, которые еще не освоили слова, ценности и правила взрослых.
Ребенок не
формулирует и, возможно, даже не
осознает причину своего внутреннего дискомфорта, но выражает в игре доступными ему средствами.
Итак, цель
игровой терапии - не менять
и не переделывать ребенка, не
учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность
«прожить» игре
волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.
Способ
существования основанный на следующих
принципах:
- Я
отказываюсь от роли руководителя, а
просто хозяйка комнаты в которой можно играть.
- Я активна, но не в смысле управления
деятельностью ребенка, а в смысле
эмоциональной вовлеченности в нее.
- Я целиком
рядом с ребенком.
Он – самый важный человек
для меня в эту минуту.
- Я не выдвигаю своих требований,
каким бы важными они мне ни казались.
Ребенок появился на
свет не для
того, чтобы соответствовать моим
ожиданиям.
- Я должна
быть терпеливой; чем меньше ждешь
результатов, тем быстрее они
появятся.
- Я настроена на
получение удовольствия от общения
с ребенком.
Для
игровой терапии достаточно стандартного набора
игрушек и подсобных средств. Известно,
что дети любят возиться
с водой и песком. А
как мы на это обычно
реагируем?
«Не подходи, не бери в рот, брось сейчас же!» Так и не
успевает маленький
исследователь удовлетворить свое любопытство.
А с годами
желание поближе
познакомиться с тем, с чем
знакомиться запрещают, накапливается. И в
подростковом возрасте это
любопытство может принять неожиданную
форму.
Ну а
если разрешить детям пережить «песочный период»? Пусть
копаются в мокром песке, закапывают в нем машинки и
куклы, строят домики
и готовят обед. Любопытно, что чем аккуратнее и
воспитаннее ребенок, тем
длительнее «песочный период».
Песок и
вода могут по желанию ребенка превратиться
во что угодно. Не
существует правильного или неправильного способа
игры с песком и водой, поэтому ребенок всегда может
быть уверен в успехе. Это
особенно полезно для детей
застенчивых и замкнутых,
именно в минуты игры
с этими материалами они становятся
наиболее откровенными,
касается это и детей, страдающих
энурезом. Это заболевание часто является признаком
неблагополучных отношений дома.
Одним
из наиболее важных аспектов
игровой терапии является установление ограничений, которые
дают детям научиться
самоконтролю. Ограничения должны быть минимальными и выполнимыми. Их нужно обозначить спокойным тоном как нечто само собой разумеющееся.
Когда
сообщать о запретах? Ответ
прост: они не нужны до тех пор,
пока они не нужны.
Процесс установления запретов делится на несколько этапов.
Этап 1.
Признайте желания, чувства
и потребности ребенка.
Выраженное в словах понимание чувств часто помогает ослабить их
интенсивность. Это особенно
важно в случае проявления ребенком гнева и
часто для того, чтобы он изменил свое
поведение.
Этап 2. Сообщите
ребенку об ограничениях так, чтобы не осталось ни
малейшего сомнения в том что
можно, что нельзя.
Расплывчатые
или неясные запреты
мешают ребенку принять на
себя ответственность и действовать
соответственно.
Этап 3. Укажите ребенку приемлемую альтернативу
Этап 4.
Предъявите ребенку ультиматум- возможность
последнего выбора Его условия
должны быть сформулированы четко,
чтобы ребенок понял, что он
стоит перед последним выбором, и
теперь все он сделает,
станет следствием его собственного
решения. Например, « Если ты
решишь все - таки
выстрелить в меня,
значит, ты принял
решение больше не
играть сегодня с ружьем;
покинуть игровую комнату и т.д.»
Если ребенок продолжает
демонстрировать свои
агрессивные намерения, условия
ультиматума реализуются, но ребенок
не чувствует себя наказанным, а
воспринимает действия взрослого
как естественное следствие
своего выбора.
Западные педагоги не
боятся давать подобные
игрушки, разумно полагая,
что богатое воображение
всегда подскажет им, из чего сделать
« выстрел», но взрослый при
этом не сможет разглядеть повышенной
агрессивности ребенка, а
значит, и не сможет
вовремя повлиять на нее.
Какие результаты дает игровая
терапия?
Дети, с которыми
систематически занимаются по этой
методике, приобретают
способность управлять своим поведением; легче
переносят запреты; становятся
более гибкими в общении и менее
застенчивыми; выражают гнев
более « пристойными»
способами ; в их игровой
деятельности начинает преобладать
сюжетно-ролевые игры
с отображением взаимоотношений людей.
Комментариев нет:
Отправить комментарий