Как
управлять своими эмоциями
На людях не принято плакать или
раздражаться. Стыдно слишком громко выражать и восторг. И всему этому надо научить ребенка...
Нам приятен
розовощекий улыбающийся карапуз, а не злючка с посиневшим от крика лицом, который швыряет на пол игрушки. Вот мы и говорим:
«Прекрати, не смей так себя вести, будешь наказан!», «Не шуми, бабушка спит!», «Хватит скакать, хватит ныть!» и т.п.
Однако спрятанные эмоции всегда найдут выход. Но какой? У детей нередко нарушается речь, они
быстро утомляются, заболевают... Взрослым кажется, что никаких особых
переживаний и проблем у
ребенка не должно быть, и мы отказываем ему в праве гневаться, ревновать или печалиться. Но ребенок тоже попадает в
трудные ситуации, а значит, имеет
право на чувства.
Представьте себе, например, карапуза, у которого появился новорожденный брат
или сестричка. Теперь он
старший, и его уже не так часто берут на руки, больше требуют, ругают, меньше уделяют внимания... Ребенку трудно свыкнуться с мыслью, что любовь нужно с
кем-то делить, потому кроха ревнует или гневается. Он не всегда отдает себе
отчет в собственных чувствах, но при
этом невыразимо страдает, теряет
аппетит или заболевает.
Надо помочь малышу осознать, что он чувствует, признать, что такие чувства возникают у любого в подобной ситуации,
научить управлять ими. Управлять, а не подавлять! Но и у единственного в семье
ребенка, не имеющего соперников,
тоже немало причин расстраиваться. То молния на курточке не застегивается,
а так хочется справиться с ней самому. То мама выбросила детские «каляки»
в мусорное ведро, а кроха так старался, рисовал. То бабушка тащит обедать, а малыш еще не достроил свой замок.
Чему же
родители должны научить своего ребенка в первую очередь?
Принимать и проявлять свои чувства
так, чтобы никто от этого не пострадал.
Шаг 1. Доверяйте и хвалите
Признайте,
что у крохи могут быть свои желания (отличные от ваших). Это отчетливо проявляется после года, когда дитя становится самостоятельнее. Рекомендации:
♦ Предлагайте малышу сделать выбор: „Какие колготочки ты хочешь сегодня надеть-, красные
или белые?"
♦ Цените
маленькие и большие достижения крохи.
Например, повесьте на стену его рисунок (даже если вам он кажется мазней). Кроха так самовыражался.
♦Рассказывайте
окружающим об успехах ребенка. Когда
придет с работы папа, не забудьте
поделиться тем, как хорошо вел себя кроха, как помогал вам в течение дня.
♦Давайте
ребенку небольшие поручения: подмести
пол, протереть стол, подать что-нибудь. Пусть малыш узнает, что такое чувство удовлетворения от проделанной работы.
♦ Не
спешите все делать сами. Приучайте
ребенка отвечать за свои поступки и устранять последствия. Например, если он
рассыпал крупу, пусть собирает. Помогите ему лишь чуть-чуть.
♦Учите
не расстраиваться из-за „проигрыша". Когда что-то не получается, расскажите, что у вас тоже то-то и то-то не
выходит.
Шаг 2. Начните с себя
Признайте,
что ребенок может испытывать чувства, в том числе и
негативные. Такое возможно, если крохе не дают воплотить его намерения, не
учитывают его мнение, отбирают игрушку.
Рекомендация:
♦ Не стремитесь подавлять такие чувства. Если вы виноваты или
оскорбили ребенка, не стесняйтесь признать свою ошибку, извинитесь перед
малышом.
Шаг З. Обсудите ситуацию
Побуждайте ребенка рассказывать о своих чувствах. Покажите пример сами, объясняя
в доступных ребенку выражениях происходящее с вами. Не пытайтесь скрыть свое горе или обиду. Иначе малыш ошибочно решит, что мама расстроена именно из-за него.
Рекомендации:
♦Если
вы видите, что ребенок чем-то
огорчен, подавлен, поговорите с ним. Только не на ходу, а в спокойной
обстановке, когда никто не мешает. Спросите: „Что-то случилось?", „Ты чем-то расстроен?", ..Тебе грустно?", „Тебя кто-то обидел?". Возможно, малыш не сразу ответит. Будьте терпеливы, расспрашивайте понемногу, пытаясь вместе
разобраться в ситуации.
♦ Ребенку
трудно выразить, что он чувствует. Часто дети вообще не могут понять, что же происходит, или
им не хватает слов. Если вы догадываетесь, в чем дело, поговорите об этом,
отведя себе роль активного слушателя. Например, „Ты очень злишься, тебе даже хотелось бы
что-нибудь разбить..." Сделайте паузу,
как бы приглашая малыша высказаться или хотя бы осознать свои чувства. Объясните, что любой человек иногда злится. Как с этим справиться? Например, побить подушку, чтобы злость вышла, а потом разобраться во
всем спокойно.
♦Предложите
ребенку нарисовать на бумаге свой страх (злость, ненависть, обиду,
капризы), а потом скомкать листок. Обратите внимание, каким тот стал маленьким. Пусть кроха сожмет скомканный лист еще сильнее, а затем выбросит, растопчет или закопает.
Шаг 4. Выполните обещание
Учите
ребенка просить прощения, мирно решать споры,
обмениваться игрушками и пр.
Рекомендации:
♦ Всегда выполняйте свои
обещания, если уж их дали.
♦ Будьте
последовательны в своих требованиях.
♦Не
перегружайте ребенка запретами, лучше уступите в мелочах, не позволяя какие
то принципиальные вещи.
♦Учите ребенка, как решать
проблемы, достигая компромисса. Ваш кроха не терпелив от
природы? Попросите его немного подождать, обозначив
границы ожидания: "Сейчас я
домою посуду, и мы
поиграем".
Шаг 5. Не словом единым
Покажите
ребенку, что существуют легальные и безопасные способы выражения чувств. Продемонстрируйте, например, как вы, разгневавшись на кого-то, лупите боксерскую
грушу.
Рекомендации:
♦Не
запрещайте ребенку так
называемые „грязные игры". Пусть малыш мнет глину или пластилин, играет с
мокрым песком, рисует пальчиковыми красками, месит тесто (его можно и побить). Для детей легковозбудимых или даже агрессивных такие занятия должны стать ежедневными.
♦Отлично
снимает напряжение вода. Ее можно переливать
из одной формочки в другую, брызгаться.
♦ Пусть
ребенок нарисует что-нибудь, слушая приятную
гармонизирующую музыку. Впрочем, рисовать можно и в тишине, например, изображая свое настроение. Очень хорошо
делать это пальчиками.
♦Попросите ребенка разрисовать... лица родителей (специальными красками) либо сделать маме прическу. Этот удивительный тактильный контакт и возможность распоряжаться родителями снимет напряжение.
♦Научите ребенка в трудную
минуту рвать бумагу в клочья, бить специальную подушку. Побеситесь, подеритесь подушками, когда это
никому не помешает.
Шаг 6. Наблюдайте за ребёнком.
Очень важно
научить маленького человечка понимать чувства
других людей.
Любовь учит пониманию
♦Никогда
не говорите ребенку, что он плохой или что вы его разлюбите.
Лучше объясните, не переходя на личности, что вам не нравится в его поведении. Важно, чтобы
малыш не прятал свои чувства. А значит, он должен вам доверять,
быть уверенным, что вы его не разлюбите за „плохие" чувства.
♦ Не
обижайтесь на 2-3-летнего
ребенка всерьез. Он вам не ровня и
никогда не станет ровней, даже много лет спустя. Так что копить обиды нет смысла.
Рекомендации:
♦ Играйте в „подражалки" и „изображалки". Попросите ребенка представить разных людей: как они ходят, какое выражение лица бывает у
каждого. Пусть кроха попрыгает, как зайчик, походит, как косолапый мишка. Учите его наблюдательности: „Как папа приходит с работы?", „Как бабушка печет
пироги?". Это помогает ребенку примерить на себя и понять состояния других людей.
♦Поиграйте с малышом в «зеркало». Сядьте лицом к лицу и повторяйте гримасы друг друга. Ребенок учится наблюдать и видит себя со стороны. Если пока
это не получается, сядьте рядом у зеркала и погримасничайте.
Ребенку
постарше предложите несколько портретов или картинок, где
что-то
происходит. Пусть попробует отгадать, кто
эти люди, что они чувствуют, что любят, что делают.
Комментариев нет:
Отправить комментарий