четверг, 17 октября 2019 г.

Как управлять своими эмоциями

На людях не принято плакать или раздражаться. Стыдно слишком громко выражать и восторг. И всему этому надо научить ребенка...
Нам приятен розовощекий улыбающийся карапуз, а не злючка с посиневшим от крика лицом, который швыряет на пол игрушки. Вот мы и говорим: «Прекрати, не смей так себя вести, будешь наказан!», «Не шуми, бабушка спит!», «Хватит скакать, хватит ныть!» и т.п.    Однако спрятанные эмоции всегда найдут выход.     Но какой? У детей нередко нарушается речь, они быстро утомляются, заболевают... Взрослым кажется, что никаких особых переживаний и проблем у ребенка не должно быть, и мы отказываем ему в праве гневаться, ревновать или печалиться. Но ребенок тоже попадает в трудные ситуации, а значит, имеет право на чувства.
Представьте себе, например, карапуза, у которого появился новорожденный брат или сестричка. Теперь он старший, и его уже не так часто берут на руки, больше требуют, ругают, меньше уделяют внимания... Ребенку трудно свыкнуться с мыслью, что любовь нужно с кем-то делить, потому кроха ревнует или гневается. Он не всегда отдает себе отчет в собственных чувствах, но при этом невыразимо страдает, теряет аппетит или заболевает. Надо помочь малышу осознать, что он чувствует, признать, что такие чувства возникают у любого в подобной ситуации, научить управлять ими. Управлять, а не подавлять! Но и у единственного в семье ребенка, не имеющего соперников, тоже немало причин расстраиваться. То молния на курточке не застегивается, а так хочется справиться с ней самому. То мама выбросила детские «каляки» в мусорное ведро, а кроха так старался, рисовал. То бабушка тащит обедать, а малыш еще не достроил свой замок.
Чему же родители должны научить своего ребенка в первую очередь? Принимать и проявлять свои чувства так, чтобы никто от этого не пострадал.
Шаг 1. Доверяйте и хвалите
Признайте, что у крохи могут быть свои желания (отличные от ваших). Это отчетливо проявляется после года, когда дитя становится самостоятельнее. Рекомендации:
♦  Предлагайте малышу сделать выбор: „Какие колготочки ты хочешь сегодня надеть-, красные или белые?"
♦ Цените маленькие и большие достижения крохи. Например, повесьте на стену его рисунок (даже если вам он кажется мазней). Кроха так самовыражался.
Рассказывайте окружающим об успехах ребенка. Когда придет с работы папа, не забудьте поделиться тем, как хорошо вел себя кроха, как помогал вам в течение дня.
Давайте ребенку небольшие поручения: подмести пол, протереть стол, подать что-нибудь. Пусть малыш узнает, что такое чувство удовлетворения от проделанной работы.
♦ Не спешите все делать сами. Приучайте ребенка отвечать за свои поступки и устранять последствия. Например, если он рассыпал крупу, пусть собирает. Помогите ему лишь чуть-чуть.
Учите не расстраиваться из-за „проигрыша". Когда что-то не получается, расскажите, что у вас тоже то-то и то-то не выходит.
Шаг 2. Начните с себя
Признайте, что ребенок может испытывать чувства, в том числе и негативные. Такое возможно, если крохе не дают воплотить его намерения, не учитывают его мнение, отбирают игрушку.
Рекомендация:
♦ Не стремитесь подавлять такие чувства. Если вы виноваты или оскорбили ребенка, не стесняйтесь признать свою ошибку, извинитесь перед малышом.
Шаг З. Обсудите ситуацию
Побуждайте ребенка рассказывать о своих чувствах. Покажите пример сами, объясняя в доступных ребенку выражениях происходящее с вами. Не пытайтесь скрыть свое горе или обиду. Иначе малыш ошибочно решит, что мама расстроена именно из-за него.
Рекомендации:
Если вы видите, что ребенок чем-то огорчен, подавлен, поговорите с ним. Только не на ходу, а в спокойной обстановке, когда никто не мешает. Спросите: „Что-то случилось?", „Ты чем-то расстроен?", ..Тебе грустно?", „Тебя кто-то обидел?". Возможно, малыш не сразу ответит. Будьте терпеливы, расспрашивайте понемногу, пытаясь вместе разобраться в ситуации.
♦ Ребенку трудно выразить, что он чувствует. Часто дети вообще не могут понять, что же происходит, или им не хватает слов. Если вы догадываетесь, в чем дело, поговорите об этом, отведя себе роль активного слушате­ля. Например, „Ты очень злишься, тебе даже хотелось бы что-нибудь разбить..." Сделайте паузу, как бы приглашая малыша высказаться или хотя бы осознать свои чувства. Объясните, что любой человек иногда злится. Как с этим справиться? Например, побить подушку, чтобы злость вышла, а потом разобраться во всем спокойно.
♦Предложите ребенку нарисовать на бумаге свой страх (злость, ненависть, обиду, капризы), а потом скомкать листок. Обратите внимание, каким тот стал маленьким. Пусть кроха сожмет скомканный лист еще сильнее, а затем выбросит, растопчет или закопает.
Шаг 4. Выполните обещание
Учите ребенка просить прощения, мирно решать споры, обмениваться игрушками и пр.
Рекомендации:
♦ Всегда выполняйте свои обещания, если уж их дали.
♦ Будьте последовательны в своих требованиях.
♦Не перегружайте ребенка запретами, лучше уступите в мелочах, не позволяя какие 
то принципиальные вещи.
♦Учите ребенка, как решать проблемы, достигая компромисса. Ваш кроха не терпелив от 
природы? Попросите его немного подождать, обозначив границы ожидания: "Сейчас я
домою посуду, и мы поиграем".
Шаг 5. Не словом единым
Покажите ребенку, что существуют легальные и безопасные способы выражения чувств. Продемонстрируйте, например, как вы, разгневавшись на кого-то, лупите боксерскую грушу.
Рекомендации:
Не запрещайте ребенку так называемые „грязные игры". Пусть малыш мнет глину или пластилин, играет с мокрым песком, рисует пальчиковыми красками, месит тесто (его можно и побить). Для детей легковозбудимых или даже агрессивных такие занятия должны стать ежедневными.
Отлично снимает напряжение вода. Ее можно переливать из одной формочки в другую, брызгаться.
♦ Пусть ребенок нарисует что-нибудь, слушая приятную гармонизирующую музыку. Впрочем, рисовать можно и в тишине, например, изображая свое настроение. Очень хорошо делать это пальчиками.
Попросите ребенка разрисовать... лица родителей (специальными красками) либо сделать маме прическу. Этот удивительный тактильный контакт и возможность распоряжаться родителями снимет напряжение.
Научите ребенка в трудную минуту рвать бумагу в клочья, бить специальную подушку. Побеситесь, подеритесь подушками, когда это никому не помешает.
Шаг 6. Наблюдайте за ребёнком.
Очень важно научить маленького человечка понимать чувства других людей.
Любовь учит пониманию
Никогда не говорите ребенку, что он плохой или что вы его разлюбите. Лучше объясните, не переходя на личности, что вам не нравится в его поведении. Важно, чтобы малыш не прятал свои чувства. А значит, он должен вам доверять, быть уверенным, что вы его не разлюбите за „плохие" чувства.
 Не обижайтесь на 2-3-летнего ребенка всерьез. Он вам не ровня и никогда не станет ровней, даже много лет спустя. Так что копить обиды нет смысла.
Рекомендации:
♦ Играйте в „подражалки" и „изображалки". Попросите ребенка представить разных людей: как они ходят, какое выражение лица бывает у каждого. Пусть кроха попрыгает, как зайчик, походит, как косолапый мишка. Учите его наблюдательности: „Как папа приходит с работы?", „Как бабушка печет пироги?". Это помогает ребенку примерить на себя и понять состояния других людей.
Поиграйте с малышом в «зеркало». Сядьте лицом к лицу и повторяйте гримасы друг друга. Ребенок учится наблюдать и видит себя со стороны. Если пока это не получается, сядьте рядом у зеркала и погримасничайте.
Ребенку постарше предложите несколько портретов или картинок, где что-то происходит. Пусть попробует отгадать, кто эти люди, что они чувствуют, что любят, что делают.



Комментариев нет:

Отправить комментарий