Книга должна
соответствовать возрасту ребёнка и его возможностям, чтобы
заинтересовать его. Желательно, чтобы сюжет её был простым, с чёткой последовательностью
событий.
Часто дети
хотят сами «почитать» книгу: они её листают, без конца открывают и
закрывают, а иногда даже пробуют на вкус. Поэтому, выбирая первые книжки для
малышей, взрослые должны обратить внимание на то, прочные ли
страницы и обложка. По формату книжки лучше выбирать небольшие, чтобы
ребёнок сам смог справиться с переворачиванием страниц, и был в состоянии
переносить книгу с места на место. Иллюстрации должны быть понятны
ребёнку, изображения должны быть похожи на реальные предметы.
Когда
книжка уже куплена, перед родителями встанет вопрос: как читать её, чтобы
у ребёнка появился интерес к чтению?
Прежде
всего, опять-таки надо учитывать возраст ребёнка и его возможности. Иногда
случается, что трёхлетнего ребёнка не удаётся заинтересовать книжкой. Почему? Причин может быть много:
В выбранной
книге нет заинтересовавших его картинок (их или слишком мало, или
они непонятны);
Взрослые
читают слишком быстро или слишком медленно, а, возможно, слишком
долго, и ребёнок не в состоянии усидеть на месте;
А может,
малыш просто устал, плохо себя чувствует или хочет в этот момент заниматься
чем-нибудь другим. Бывает даже и так, что родители, осознавая безусловную пользу чтения, стараются при помощи хитрости, а
иногда даже и силы усадить ребёнка к себе на колени и почитать ему. Тогда ребёнок чаще всего начинает вырываться, а если
и сидит смирно, то, скорее всего, вряд ли слушает маму или папу.
Все
перечисленные случаи (и, вероятно, многие другие) могут вызвать не интерес к
чтению, а только сопротивление ребёнка.Может быть, малышу
сначала стоит показать книгу, полистать её, обратить
внимание на некоторые картинки. Пусть он сам полистает страницы. Быть
может, до определённой поры это будет единственно приемлемый для него способ общения с книгой. В этом случае лучше не форсировать
события, а предоставить малышу свободу. И только тогда, когда
ребёнок освоит эту операцию (или параллельно с её освоением),
взрослый может привлекать его внимание к той или иной картинке, называя, что на
ней изображено и показывая её: «Вот зайчик. Зайчик». Если ребёнка
заинтересует это, следует фиксировать его внимание уже на деталях
изображения: «Зайчик. Смотри, какие у зайчика ушки длинные-длинные». После таких
нетрудных занятий ребёнок, перелистывая в очередной раз книжку,
будет радостно улыбаться, узнавая знакомую картинку.
В том
случае, когда ребёнок уже получает удовольствие от подобного совместного
«чтения», взрослые могут перейти к краткому пересказыванию текста книжки,
называя и показывая при этом героев и предметы на картинках (если ребёнок уже
говорит, попросите его повторить название картинки). Однако рассказ
взрослого не должен быть чрезмерно длинным, содержащим сложные предложения
и обороты речи. Ребёнок раннего возраста с удовольствием слушает незамысловатые рассказы, которые взрослые придумывают,
листая вместе с ним страницы взрослых журналов.
Семейный
альбом (перелистывая его, узнавая себя самого, а затем и близких людей)
может стать первой книжкой для малыша. Дети, которые уже умеют говорить,
называют альбом «книжкой про Настю» (Катю, Сережу и др.). И, как водится,
«книжка про меня» становится любимой и желанной для ребёнка на долгое
время.
Вслед за
этим этапом знакомства с книгой возможен переход и к более сложным пересказам
сюжета, и к собственно чтению, когда ребёнку прочитывается текст, написанный под картинкой. Если вы уже достигли
этого этапа, будьте внимательны, следите за реакцией ребёнка. Как только
заметите признаки утомления, переключайте малыша на другой вид деятельности, а
к чтению можно
будет вернуться позже. Тогда у ребёнка не сформируется негативного
отношения к этому интересному и полезному занятию.
И ещё очень важная деталь:
совместное чтение книг - это одновременно и способ научить ребёнка чему-то
новому, и возможность приласкать малыша, установить с ним тесный контакт. Во время чтения
может возникнуть чувство близости между взрослым и ребёнком. Постарайтесь не
разрушать это волшебное чувство, не отвлекайтесь во время
чтения на телефонные звонки, на домашние дела, на разговоры с другими членами
семьи. Тогда процесс чтения доставит удовольствие вам и вашему малышу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий